<a href=Тропинками творчества...>
Четверг, 09.05.2024, 12:37
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Копилка сайта
Категории раздела
Уроки [3]
Методика [6]
Видеофайлы [10]
Внеурочная деятельность по предмету [5]
Сценарии гостиных, литературно-музыкальных композиций и т.д.
Воспитательная работа [3]
Сценарии мероприятий и классных часов [13]
Воспитательная работа [9]
Проба пера [4]
Все для оформления [9]
Материал для оформления презентаций, музыка и т.д.
Разное [23]
Ученый Кот 6-Б
Личный альбом
Ваше мнение
Ваша оценка сайту
Всего ответов: 367
Кто на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Каталог файлов

Главная » Файлы » Проба пера

Через красивое к человечному

Рекомендовать:
31.01.2011, 01:49

«Через красивое  к человечному…» (В. Сухомлинский)

 

     На всем тернистом пути развития культуры человечества как совокупности культов Милосердия, Любви, Добра, Разума, ее всегда сопровождала антикультура  как сочетание культов Насилия, Похоти, Звериной стаи, Дурмана.  Антикультура  всегда оставалась в положении «теневой культуры», которой  стыдились, осуждали, признавали пороком. Культура всегда была ориентирована на очищение души, антикультура - обращалась к низменным, звериным инстинктам человека.

     Положение изменилось в конце 19 века, когда с началом декаданса (упадка) началось заигрывание с антикультурой. По мнению  И. Бестужева-Лады,  деятели культуры начала 20 века не зря  сравнивали себя с серебряным веком, как бы отдаляясь от недосягаемых высот золотого века. Первая мировая война продолжила наступление на культуру, так что о культуре 20-9о годов ушедшего века можно говорить как о бронзовом веке: настолько велико оказалось падение даже по сравнению с серебряным веком. А последние 10-15 лет на том же основании можно считать железным веком. Есть полное основание говорить о триумфальном шествии антикультуры,  которая совершенно подавляет культуру истинную.

    Что и говорить, картина получается безрадостной. Что же  можно противопоставить этому торжеству безвкусицы и культуры широкого потребления? Оставим ученым и политикам право спорить и рассуждать о культурном апокалипсисе, попробуем помочь себе и своим детям сами.

 

     С чего начнем? Может быть, с книжной полки? Там, среди модных  женских романов и фэнтэзи, скромно  примостился старенький томик  пушкинских стихов… Почему Пушкин, спросите вы?  Если верить социологическим опросам, то Пушкин по-прежнему является самым известным именем когда-то «самой читающей страны в мире», неким «брендом» , как сейчас принято говорить, русской литературы, а во-вторых, поводом  может послужить и юбилей поэта, в этом году 6 июня исполняется 210 лет со дня его рождения.

    Итак, это будет  Пушкин: «И буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…»  Попробуем отойти от Пушкина хрестоматийного и заглянем  в самый известный московский музыкальный салон 1820-х годов, хозяйкой которого была светская красавица, певица, писательница  З.А. Волконская. На вечерах в ее доме устраивались  литературные чтения, концерты, театральные представления, маскарады, детские спектакли. Среди  гостей были В.Жуковский и Е. Баратынский, А. Дельвиг и В. Одоевский. Частым гостем был и А.С. Пушкин. «Возвращайтесь, - писала она ему вослед. – Великому русскому поэту подобает писать или среди раздолья степей, или под сенью Кремля, творец «Бориса Годунова» принадлежит городу царей».

     Зал залит светом,  тихо звучит музыка и что-то горячо декламирует среди гостей молодой Пушкин:

   «Во глубине сибирских руд

    Храните гордое терпенье…»

     Да-да, это тот знаменитый музыкальный вечер в честь уезжающей в ссылку к мужу М.Н. Волконской (урожденной Раевской), на котором Пушкин читал «Послание к узникам».

       В петербуржской квартире-музее Пушкина на Мойке, 12 в книге отзывов чьей-то детской рукой записано: «Спасибо, теперь у меня есть мой Пушкин». Да, у каждого из нас свой Пушкин, знакомство с которым мы ведем от самого детства. С удивительных и красивых сказок, наполненных чудесными образами русской души.     

     Думаю, сейчас самое время пригласить к разговору маленьких почитателей таланта поэта, прочитать им пушкинскую сказку и рассказать, что в детстве  юный Саша Пушкин был большим озорником и,  поступив в 1811 году в Царскосельский лицей, доставлял немало хлопот учителям. Как-то учителем словесности было дано задание,  описать восход солнца в стихах,  и лицеист Мясоедов поразил всех первой строкой: «блеснул на западе румяный царь природы…». Услышав, что солнце у друга восходит на западе, Пушкин придумывает окончание, после которого ученики надолго забывают об уроке:

       Блеснул на  западе румяный царь природы,

       И изумленные народы не знают, что начать:

       Ложиться спать или вставать.

       Не всегда довольны были поведением лицеиста Пушкина и воспитатели, которые ночью дежурили на спальном этаже лицея и следили, чтобы ученики отдыхали, но это совсем не мешало двум друзьям Александру Пушкину и Ивану Пущину разговаривать всю ночь напролет, читать друг другу только что написанные стихи и мечтать о будущих подвигах. Свою дружбу лицеисты пронесли через всю жизнь, встречаясь каждый год 19 октября в день рождения Царскосельского лицея и слагая  по этому поводу стихи: «Друзья мои, прекрасен наш союз!».

       Юный Пушкин талантлив, горяч и счастлив. Он влюбляется и страдает, одерживает победы и ошибается, мечтает и пишет  стихи. Его поэзия приобретает  легкость, искренность и сердечность, но судьба уже готовит Пушкину испытания (ссылки, разгром декабристов, потеря друзей), которые пробудят в  нем  иные чувства: желание  творческой свободы, поединок долга и чувства, разума и страсти. Написанный в эти годы роман «Евгений Онегин», описывающий нравы, быт и обычаи русского общества, станет настоящей «энциклопедией русской жизни» (Белинский).

       1831 год становится для Пушкина годом наконец-то обретенного счастья. Он женится на первой красавице Москвы Наталье Гончаровой. Об этой великой, мучительной, счастливой любви поэта написаны десятки книг . Отношение  ученых-пушкинистов, писателей, исследователей к Наталье Николаевне далеко не однозначное: многие считают ее легкомысленной, бездушной, ветреной кокеткой, которую мало интересовало творчество мужа.  Не будем спорить с учеными мужами, а просто прочитаем строки, которые посвящает Пушкин своей «милой женушке»:

«Исполнились мои желания. Творец

 Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

 Чистейшей прелести чистейший образец».

 А вот и строки из письма Пушкина: «Гляделась ли ты в зеркало, душа моя, и убедилась ли, что красива, но душу твою я люблю больше».

     Можно ли было избежать той трагической дуэли с Дантесом на Черной речке? Наверное, нет. Для Пушкина не существовало полумер, а честь, достоинство, любовь к женщине, подарившей ему четверых(!) детей не были для него просто словами. Слишком уж часто эти чувства в жизни поэта подвергались испытаниям. И все же, все же…   По пути к месту дуэли карета Пушкина встретилась с каретой  жены, но Наталья Николаевна была близорука, а Пушкин смотрел в другую сторону…

   Знаешь, где-то там вдали

   В светлом серпантинном зале

   Молча встала Натали

   С удивленными глазами.

   В этой пляшущей толпе,

   В центре праздничного зала,

   Будто свечка по тебе

   Эта женщина стояла.

   Встала – и белым-бела,

   Разом уроки уронила.

   Значит, все-таки была,

   Значит все- таки любила.

   Друг мой, вот вам старый плед,

   Друг мой, вот вам чаша с пуншем.

   Пушкин, вам за тридцать лет.

   Вы совсем мальчишка, Пушкин!   (Л. Филатов)

 

     … Вспоминаются события десятилетней давности. Тогда в год 200-летнего юбилея поэта в нашей станице состоялся  «Праздник Пушкина на улице Пушкина», на который люди вышли целыми семьями. Звучали бессмертные стихи, романсы и, близкие не только русскому сердцу, слова: «Мой Пушкин». Все было так задушевно, по-семейному и искренне, что память ревностно хранит это маленькое событие в жизни станицы до сих пор. Кстати, наши места, пусть и косвенно, тоже связаны с именем А.С. Пушкина, который  был хорошим другом семьи Раевских, а  родной дядя поэта –Василий Львович -  был адъютантом у Н.Н. Раевского, основателя нашей станицы. Вот такие интересные факты на перекрестках  истории и судеб!

       Слово «культура» в переводе с греческого означает «возделывание». Дополним древних греков и скажем, что культура – это возделывание души. Пушкин, Толстой, Чайковский, Левитан, Шаляпин или старые бабушкины песни, доставшиеся нам в наследство , – все это семена, которые должны упасть в благодатную почву. Душа не может  быть целиной!

       Приглашаю к разговору всех неравнодушных, извечный русский вопрос  «что делать?»  по-прежнему актуален.  И пусть первым шагом станет открытие на страницах нашей газеты рубрики  «Через красивое к человечному»,  в которой можно будет  узнать много интересного и  поделиться мнениями.

        Поговорим?!  (А томик пушкинских стихов поставьте все-таки поближе, вдруг захочется перечитать?)

 

Категория: Проба пера | Добавил: Natka | Теги: пушкин, воспитание, культура
Просмотров: 1430 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время действовать
Осталось...
Друзья сайта
ПОГОВОРИМ?
200
ОБЛАКО ТЕГОВ
ФОТОАЛЬБОМ
Что почитать?
WOlist.ru - каталог сайтов Рунета Каталог сайтов 'Российское образование в сети' anstars.ru - Учительский портал - 
 Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Учительский портал Методсовет
Яндекс.Метрика
Ковалева Н.В. © 2024