<a href=Тропинками творчества...>
Воскресенье, 05.05.2024, 20:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Копилка сайта
Категории раздела
Уроки [3]
Методика [6]
Видеофайлы [10]
Внеурочная деятельность по предмету [5]
Сценарии гостиных, литературно-музыкальных композиций и т.д.
Воспитательная работа [3]
Сценарии мероприятий и классных часов [13]
Воспитательная работа [9]
Проба пера [4]
Все для оформления [9]
Материал для оформления презентаций, музыка и т.д.
Разное [23]
Ученый Кот 6-Б
Личный альбом
Ваше мнение
Ваша оценка сайту
Всего ответов: 367
Кто на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Каталог файлов

Главная » Файлы » Внеурочная деятельность по предмету

"Когда б звучала музыка души во мне всегда..." (гостиная, посвященная П.И. Чайковскому)

Рекомендовать:
[ Скачать с сервера (16.9 Kb) ] 01.02.2011, 19:12

ГОСТИНАЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПАМЯТИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

"Когда б звучала музыка души во мне всегда..."

 

На сцене портрет П.И. Чайковского в ореоле цветов.

Эпиграф вечера на плакате:

                                                                                              Я понял те слезы,

                                                                                              Я понял те муки,

                                                                                              Где слово немеет,

                                                                                              Где царствуют звуки.

                                                                                                             А. Фет.

 

Звучит начало Шестой симфонии П.И. Чайковского.

На экране в темноте появляется слайд «П.И. Чайковский» (бюст).

Ведущий зажигает свечи на столиках в зале.

В темноте входят участники композиции, проходят на сцену, занимают свои места, замирают в произвольных позах. Музыка микшируется.

Ведущий читает эпиграф вечера. Зажигается свет.

 

Ведущий:

Эти слова Афанасия Фета мы взяли камертоном к вечеру памяти Петра Ильича Чайковского.  Его мысли, его душа, сама жизнь во всех ее проявлениях, в величии и многообразии своем раскрывается в созданной им музыке.

 

Продолжает звучать Шестая симфония (начало) на экране слайд «Чайковский», музыка стихает, свет в зале.

 

Чтец 1: С детства музыка очень сильно действовала на Чайковского. После занятий или долгих музицирований на фортепиано он приходил всегда нервный и расстроенный. Однажды после музыкального вечера у родителей Петя так переутомился, что ушел в свою комнату и долго не спал, а с блестящими глазами, возбужденный, сильно плакал.

- О, эта музыка, музыка! Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, - рыдая и указывая на голову, говорил Петя. – Она не дает мне покоя!

Звучит музыка Первого концерта, стихает.

 

Чтец 1: Его любили все, потому что чувствовали, что он любил всех…

 

Чтец 2 (начинает на фоне музыки): Ветер чуть слышно поет,

                                                       Липа вздыхает у сада…

                                                       Чуткая музыка всюду живет...

                                                      

Слушает музыку.

 

Чтец 3: На рождественской елке девочке Мари подарили смешную игрушку – Щелкунчика для разгрызания орехов. Мальчики, чтобы подразнить Мари, ломают игрушку. Мари в слезах. Она закутывает больного Щелкунчика и укладывает его спать. Ночью Мари не спится. Она приходит в зал, чтобы взглянуть на несчастного Щелкунчика. Девочка в ужасе: со всех сторон в зал устремляются мыши. Чудесным образом оживают елочные игрушки. Оживает и Щелкунчик. Начинается война с мышами. Щелкунчик храбро командует оловянными солдатиками. Король мышей вступает в единоборство с Щелкунчиком. Когда тому начинает грозить опасность, Мари бросает башмачок в короля мышей и убивает его. Избавившись от злых чар, Щелкунчик превращается в прекрасного принца. Он уводит Мари с собой в волшебное царство сладостей, где их встречает Фея Драже со свитой из всевозможных лакомств.

 

Чтец 4: Эта замечательная немецкая сказка Гофмана была одной из любимых у Чайковского за то, что злые чары таинственного фокусника Дроссельмейера, заколдовавшего прекрасного юношу в Щелкунчика, разрушает доброта, любовь, человечность девочки Мари. Ее преданность и сердечность, ее стремление к добру побеждает.

Какая великолепная музыка получилась у Чайковского!

 

Исполняется ПА-ДЕ-ДЕ из балета «Щелкунчик».На его фоне рассказывается либретто балета.

 

Мир детских сцен «Щелкунчика» с его удивительной смесью реального, бытового, фантастического, соединение игрушечного и серьезного, воинственного, мир заводных кукол и человеческих чувств – все есть в прекрасной музыке Чайковского! Танец кукол, танец мага Дроссельмейера, восточный танец, китайский, полька, танец феи Драже – все это составляет неповторимую прелесть, оригинальность «Щелкунчика».

Музыка «Щелкунчика» вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского.

 

Звучит марш из балета «Щелкунчик».Гаснет свет, в свете прожектора чтец,который исполняет текст в «образе» Чайковского,сидя у пианино во фраке, слегка музицируя.

 

Чтец 5 (Чайковский): Из письма П.И. Чайковского: «Оказалось, что я все-таки даже дня не могу прожить без работы, и вот, едва окончивши сюиту, я принялся за сочинение детских песенок и пишу аккуратно по одной в день. Но эта работа легкая и очень приятная».

 

Чтец 6 (подхватывает): Так пишет Чайковский брату Модесту Ильичу 20 октября 1893 г.

А началось это увлечение с того, что Чайковский очень любил своих племянников, детей сестры и брата. Поэт Плещеев подарил Чайковскому сборник своих стихов с автографом: «Петру Ильичу Чайковскому в знак уважения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие стихи». На полях этого сборника Чайковский и сделал первые музыкальные пометки ко многим стихам из будущего ДЕТСКОГО АЛЬБОМА.

 

Звучат в «живом» исполнении «Вальс» или «Немецкая песенка».

 

Чтец 7: «Очень знаменит у Чайковского фортепианный цикл «ВРЕМЕНА ГОДА». Композитор написал его в течение 1876 г. Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь… Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего этого пережитого не останется никакого следа,» - писал брат Чайковского Модест Ильич.

 

Исполняется «Песня жаворонка» из «Времен года».

 

Чтец 8:                                                 Когда б звучала музыка души

                                                               Во мне всегда, не только временами...

                                                              

                                                              

Звучит романс «Ни звука, ни слова, ни привета» в концертном исполнении.

 

Чтец 9 (выходя из-за кулис с букетом и останавливаясь у фортепиано рядом с певицей,обращается к ней и зрителям):    Романса голос узнаю

                                                               На самом дальнем расстояньи....

                                                              

Вручает букет.

Звучит мелодия романса «Средь шумного бала», первые строки.

 

Чтец 10 (подхватывая): Романс «Средь шумного бала» продолжает наше лирическое воспоминание. Стихотворение Алексея Толстого, посвященное встрече на балу, подчеркивает необычность этой встречи и таинственность самой героини. В ней все загадочно, двойственно. Танцевальный ритм как будто только намечен пунктиром в легких аккордах сопровождения. Это не столько вальс, сколько воспоминание о вальсе.

Звучит романс «Средь шумного бала». Две танцевальные пары в светских бальных костюмах, которые расположились в глубине сцены в начале романсового блока и слушают романс со сцены как бы в светском салоне, «общаясь» друг с другом о Чайковском, без звука. На звуках вальса поднимаются, кавалер приглашает даму на танец. В вальсе они выходят на авансцену и, кружась, уходят со сцены в зал.

 

Чтец 11:                                               Я поняла: из голоса ветра,

                                                               Где плещется в берег волна,

                                                               Возникла та музыка щедро,

                                                               Что в залах концертных слышна!

                                                              

Гаснет свет, со своего места поднимается девушка со свечой в руке,выходит на авансцену, медленно усаживается на ее край и читает.

 

Чтец 16:                                               Прощай!

                                                               Как коротко и звучно…

                                                             

На экране вновь слайд с фотографией Чайковского (см. набор слайдов «Дом-музей Чайковского в Клину»).

 

Чтец 17:                                          Я вижу его, но не в шумном концерте,

                                                        Безжалостных люстрах, раскатах хлопков...

                                                       

После этих стихов – иллюстрация, демонстрируются слайды «Дом-музей Чайковского в Клину»).

 

Чтец 18: Старинный русский город Клин вошел в историю мировой культуры благодаря Петру Ильичу Чайковскому.

 

Слайд 1, дом в Клину: «К Клину я, сам не зная, как, ужасно привязался и не могу представить себя в другом месте».

 

Слайд 2, пейзаж: Здесь композитор нашел деревенский простор, русский пейзаж и тишину, которые нужны были ему для творчества.

 

Слайд 3: Здесь Петр Ильич написал оперу «Черевички», увертюру-фантазию «Гамлет», балет «Спящая красавица», начал «Щелкунчика», оперу «Иоланта», многие романсы.

 

Слайд 4: В комнатах сохранилась подлинная обстановка, вещи, окружавшие Петра Ильича в течение восьми лет. «Работа есть для меня величайшее, ни с чем не сравнимое благо», - писал Чайковский Надежде Филаретовне фон Мекк.

 

Слайд 5: В кабинете-гостиной все дышит Чайковским. Его рукой развешены фотографии близких людей.

 

Слайд 6: Душа гостиной – рояль. Вечер обычно посвящался гостям. Зажигались свечи, дом наполнялся музыкой.

 

Слайд 7: Часто Чайковский играл в четыре руки с известными музыкантами-исполнителями. На одном из вечеров он впервые сыграл «Пиковую даму». Слушатели приняли ее с изумлением и восторгом.

 

Чтец 12 (Чайковский): Из дневников П.И. Чайковского: «Оперу кончил три часа назад… Самый конец оперы я сочинил вчера и когда дошел до смерти Германа, то мне до того стало жаль Германа, что я вдруг начал сильно плакать… Потом я сообразил почему. Оказывается, что Герман не был для меня только предлогом писать ту или иную музыку, а все время был настоящим, живым человеком, притом мне очень симпатичным».

(на фоне звучащей музыки из оперы): «Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо… перечувствовал все происходящее в ней (даже дошел до того, что одно время боялся появления Пиковой дамы). Я надеюсь, что все мои восторги, волнения и увлечения отзовутся и в сердцах слушателей».

 

Звучит ария Полины из оперы «Пиковая дама» в исполнении преподавателя музыкальной школы или сцена в спальне графини.

 

Чтец 13 (Чайковский) высвечивается софитом. Он встает из-за инструмента, когда звучит музыка, стоит, облокотившись на пианино, слушая пение, и начинает говорить:

«На прошлой неделе я был как-то у Лавровской. Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна… вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»?». Мысль показалась мне дикой, и я ничего не ответил. Потом, обедая в трактире, я вспомнил об Онегине, задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной и к концу обеда решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина, перечел с восторгом. Я напишу прелестную оперу, совершенно подходящую к моему музыкальному характеру».

 

Чтец 14: И вот любимые пушкинские герои на сцене.

 

Исполняется фрагмент оперы «Евгений Онегин».

 

Чтец 15: Новое слово сказал Петр Ильич Чайковский и в создании балетной музыки. Балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» навсегда бы прославили Чайковского, даже если бы он больше ничего не написал. Друг Чайковского, музыкальный критик Г. Ларош писал: «По музыке «Лебединое озеро» - лучший балет, который я когда-либо слышал, и с этим согласятся миллионы любителей балета». Завораживающая красотой сказка о девушке-лебеде, о злых чарах и силе любви не устареют никогда. Сказка и реальность переплетены в балете так, что образ Одетты-Одиллии пленяет своей силой, обаянием, красотой не одно поколение любителей балета. «Лебединое озеро» - это классический, прекрасный балет.

 

Звучит адажио из балета «Лебединое озеро» (запись или хореографическая композиция)

 

Чтец 15:                                               Смолкает звучанье оркестра,

                                                               Высокий и нравственный труд...

                                                              

Вновь высвечивается портрет Чайковского, затем чтец, говорящий от его имени.

 

Чтец 16: «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры… С такой программой, которая останется для всех загадкой – пусть догадываются»…

 

Чтец 17: Таким произведением стала гениальная Шестая симфония. Она была впервые исполнена 16 октября 1893 г. в Петербурге… За девять дней до смерти Чайковского. За пультом дирижера стоял сам автор. С величайшей силой реализма композитор воплотил душевную драму человека, страстно любящего жизнь, но в своих порывах к счастью наталкивающегося на непреодолимые препятствия. Шестая симфония заканчивается трагическим финалом: умирает герой, а вместе с ним его стремления и надежды. «Душевные страдания, замирающее отчаяние, чувство потери всего, чем жил до последней минуты человек, выражены здесь с силой и пронзительностью потрясающей» (В. Стасов). Но вместе с отчаянием, вместе с чувством потери, сквозь плач и рыдания музыки финала в нем продолжают звучать также и голос самой жизни, не идущей ни на какое примирение со смертью. Поэтому музыка Чайковского так поражает нас своим волнением.

 

Звучит финал Шестой симфонии. На ее фоне появляется девушка в длинном белом платье. Звучит стихотворение «Кто ты?». Девушка танцует импровизированный танец на фоне стиха и музыки.

 

Чтец 18 (за кулисами или в глубине сцены):

                                     Кто ты?

                                    Приходишь ко мне, как видение,

                                    И целый мир заслоняешь собой!

                                    Кто ты, рождающая вдохновение?

 

Девушка:                     Я – твоя муза,

                                     Я – твоя музыка,

                                     Я – любовь…


Чтец:                             Кто ты?

                                      Над жизнью моею парящая,

                                      Рядом в беде и разлуке любой,

                                      Словом надежды со мной говорящая?..

 

Девушка:                       Я – твоя муза,

                                       Я – твоя музыка,

                                       Я – любовь!

                                      

Звучат заключительные аккорды симфонии.


Примечание: стихи В. Семернина полностью приведены в прикрепленном файле.
var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Категория: Внеурочная деятельность по предмету | Добавил: Natka | Теги: вдохновение, чайковский, музыка
Просмотров: 4711 | Загрузок: 235 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время действовать
Осталось...
Друзья сайта
ПОГОВОРИМ?
200
ОБЛАКО ТЕГОВ
ФОТОАЛЬБОМ
Что почитать?
WOlist.ru - каталог сайтов Рунета Каталог сайтов 'Российское образование в сети' anstars.ru - Учительский портал - 
 Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Учительский портал Методсовет
Яндекс.Метрика
Ковалева Н.В. © 2024