<a href=Тропинками творчества...>
Воскресенье, 05.05.2024, 22:46
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Копилка сайта
Категории раздела
Уроки [3]
Методика [6]
Видеофайлы [10]
Внеурочная деятельность по предмету [5]
Сценарии гостиных, литературно-музыкальных композиций и т.д.
Воспитательная работа [3]
Сценарии мероприятий и классных часов [13]
Воспитательная работа [9]
Проба пера [4]
Все для оформления [9]
Материал для оформления презентаций, музыка и т.д.
Разное [23]
Ученый Кот 6-Б
Личный альбом
Ваше мнение
Ваша оценка сайту
Всего ответов: 367
Кто на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Каталог файлов

Главная » Файлы » Внеурочная деятельность по предмету

Сценарий гостиной "Я сердцем никогда не лгу..."(С. Есенин)

Рекомендовать:
[ Скачать с сервера (32.3 Kb) ] 01.02.2011, 17:54
Сценарий литературной композиции «Я сердцем никогда не лгу…», посвященная поэзии С.А. Есенина.  

Ведущий: Уже полвека живет неповторимое есенинское слово, и все, о чем писал поэт, доставалось им из глубины собственного сердца. Может быть, поэтому его стихи глубоко волнуют и нас, читателей. Самый суровый и справедливый критик – время. И если сегодня мы читаем, любим Есенина, задумываемся о его непростой судьбе, значит он был настоящим. О С.А. Есенине, поэте и человеке, о том, что питало его поэзию, какие личные перипетии судьбы отразились в его творчестве, какие женщины-музы встретились на его жизненном пути и остались жить в стихах великого поэта, мы и поговорим сегодня в нашей литературной гостиной. Мы назвали ее «Я сердцем никогда не лгу…». 

 На сцене вразброс стоят 11 стульев. 11 героинь есенинских стихов размещаются на сцене: кто сидит на стуле, кто-то за столом, кто-то стоит за стулом и т.д. Аня Сардановская может быть с Машей Бальзамовой, Надежда Вольпин – с Галиной Бениславской. Есенин может, передвигаясь, выбирать себе место между ними. Прочтя стихотворение, садится на край сцены и наблюдает за происходящим на сцене. Если на сцене есть декорация есенинской избы в Константиново или московского кафе, он может разместиться там и читать стихи оттуда. Каждая из героинь находит свой образ: стилизованная прическа, одежда, письмо, букетик цветов, встреча с поэтом, может быть, в кафе, у березки, на скамейке у избы, в зале, у самовара и т.д.  
                                                  Звучит мелодия.  

Есенин (на авансцене): Сегодня я в ударе нежных чувств.                               
                                    Я вспомнил вашу грустную усталость,                                                             И вот теперь я сообщить вам мчусь,                                                                         Каков я был, и что со мною сталось.

Анна Сардановская (сидя под окошком избы на скамье): Меня зовут Аня Сардановская. Наш дедушка, священник Иван Яковлевич Смирнов, жил в селе Константиново, в доме около   церкви.  У дедушки мы с сестрой и Машей Бальзамовой, моей    подругой, познакомились с Есениным, который почти каждое    утро прибегал к нам. Со мной он был в особенной дружбе. И    во время учебы в Спасо-Клепиковской сельской школе и    после ее окончания он большую часть времени проводил с    нами. Читал стихи – Лермонтова, Пушкина, свои. Нам было по    17 лет…

Есенин (задушевно, сидя на пеньке): У меня была настоящая любовь к простой      девушке в деревне. Я приезжал к ней, приходил тайно, все рассказывал ей. Об этом  никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне,  жалко. Она умерла… Никого я так не любил.  Больше я никого так не полюблю.

Анна. Спасибо тебе, Сережа, что не забыл своей Ани. Я тебя тоже не забывала.   Зачем же ты так мало побыл в Константиново?  

Звучит мелодия (1 куплет под гитары из песни на слова поэта).  

Ведущий. Да, им было по 17 и казалось, что первое чувство – навек… Оно не забудется, это правда. Как и письма влюбленной в Сережу подружки Ани Сардановской – Маши Бальзамовой (сидит рядом с Аней).   Есенин (со своего места на краю сцены, обращаясь к Маше, читает ей письмо): Маня! После твоего отъезда я прочитал твое письмо… Тяжелая грусть облегла мою душу, и мне кажется, что ты все мое сокровище души увезла с собою… И мною какое-то тоскливое, тоскливое овладело чувство… Мне кажется, что ты мне не только друг, но и выше даже. Мне хочется, чтобы у нас были одни чувства, стремления и всякие высшие качества. Но больше всего одна душа – к благородным стремлениям. Дорогая Маня, а стихотворение тебе я уже давно написал.  

Есенин и Маша выходят в центр, читают первую строфу вместе, вторую Есенин читает один; Маша медленно уходит от него и возвращается на место.  

Есенин (с Бальзамовой в унисон).  
           Ты плакала в вечерней тишине,                                                                           И слезы горькие на землю упадали,
            И было тяжело и так печально мне,                        
            И все же мы друг друга не поняли.
             
          (продолжает один)          
           Умчалась ты в далекие края,                                                                                    И все мечты мои увянули без цвета,                                                                        И вновь опять один остался я                                                                         Страдать душой без ласки и привета.  

Есенин уходит на авансцену.  

М. Бальзамова (вслед ему): Милый Сережа! Ну, как ты поживаешь? Нам необходимо с тобой увидеться и излить все наши чувства… Ведь, милый, милый Сережа, слишком мало мы видели друг друга. Почему я не открылась тебе тогда, когда плакала? Ведь ты был такой чистый тогда, что и не подозревал во мне этого
чувства. И между нами не было даже, как символа любви, поцелуя. Только тебя не могу понять, смешно, право, за что ты  меня любишь? Ведь это было, как мимолетное виденье…

Ведущий: Вот таким светлым и наивным юношей приехал Сережа Есенин, семнадцати лет от роду, в Петербург и Москву. Какая жажда жить, писать настоящие стихи, учиться, совершенствовать сои способности! Какая мечта найти родную душу, свою любовь! Какие благородные стремления вели его в путь!  

Звучит мелодия (переборы гитары).  

Есенин (задумчиво). Не бродить, не мять в кустах багряных                                                                     Лебеды и не искать следа.                                   
                                 Со снопом волос твоих овсяных 
                                 Отоснилась ты мне навсегда.  

Есенин пересаживается на скамейку под окном избы.  

Ведущий. Как ни манил Петербург молодого поэта, еще больше тянуло домой,         в Константиново. Выросший на воле Рязанщины, молодой Есенин сознавал, что только на родине ему «и дышится, и любится, и так легко-легко».  

Звучит песня («Над окошком месяц…»). Исполняет у березки одна из участниц композиции. 

 Есенин (подхватывает). Выткался на озере алый цвет зари,                                                                    Во бору со звонами плачут глухари.                                
                                      Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
                                      Только мне не плачется – на душе светло.  

Есенин мечтательно сидит на пеньке с гармошкой в руках.  

Ведущий.  Весной 1917 г. Сергей приехал в родное село. Барская усадьба    в Константиново уже принадлежала дочери помещика Кулакова – Лидии Ивановне Кашиной. Она была женщина образованная, знала несколько иностранных языков. В свои 32 года она буквально цвела красотой и обаянием.

Л. Кашина (идет от деревенской декорации): С мужем-генералом наша жизнь не задалась. В городе я с двумя детьми жила отдельно. Все лето, конечно, проводили в Константинове. В усадьбе дышалось легко: природа, простое общение, верховая езда, песни, смех, в комнатах вазы с цветами. Все вместе ставили спектакли. Учителем у детей был Тимоша Данилин. Он и рассказал мне о своем друге, молодом константиновском поэте Есенине. Когда он однажды пришел к нам, мне показалось, что это златокудрый херувим спустился с небес в нашу комнату – так он был красив, свеж. Он уже печатался в Москве и стихи его, необычные, свежие, яркие, покорили меня. (останавливается в центре сцены)

Есенин.    Когда я переступил порог помещичьего дома, то был поражен – меня встретила статная молодая дама в расцвете женской красоты. На прелестном лице с высоким лбом светились умом лучистые глаза. На деревенских девушек непохожа… (подходит к ней сзади, осторожно обнимает за плечи)

Л. Кашина. Нас потянуло друг к другу. Сергей стал частым гостем в нашем доме. Матери Есенина это не нравилось, ругала и его, и меня (за глаза). Но первое взрослое увлечение поэта заставило нас с Сергеем терять здравый смысл. Обоюдные чувства привели нас однажды с прогулки     в Яр, отдаленный хутор. Вдруг разразилась буря, пошел сильный дождь, паром с реки сорвало – не добраться обратно. Нас не было до утра. В доме все переполошились, искали нас.

   Звучит перебор гитары. Лидия Кашина освобождается от объятия, задумчиво садится на пенек.  

Есенин (задумчиво на авансцене).
        Когда-то у той вон калитки
        Мне было шестнадцать лет,                                                               
        И девушка в белой накидке                                                               
        Сказала мне ласково: «Нет».                                                               
        Далекие, милые были,                                                               
        Тот образ во мне не угас…                                                               
        Мы все в эти годы любили,                                                               
        Но, значит, любили и нас.

Л. Кашина.  После Революции я отдала свой дом Советской власти, переехала          в Москву, стала переводчицей. В Москве каждого из нас захлестнула новая жизнь, но иногда мы встречались, какое-то время Сергей даже жил у меня. А в начале 1925 г. Есенин написал поэму «Анна Снегина», где я угадала многие факты из своей жизни. Погрустила, конечно, но поняла: во всех своих жизненных впечатлениях Есенин всегда оставался прежде всего поэтом.  
Звучит аккорд гитары.  

Есенин. В забвенье канули года,              
              Вослед и вы ушли куда-то.              
              И лишь по-прежнему вода              
              Шумит за мельницей крылатой.               
              И часто я в вечерней мгле               
             Под звон надломленной осоки               
             Молюсь дымящейся земле               
             О невозвратных и далеких…  

Звучит мелодия.  

Анна Изряднова (сидя за столом): Познакомилась я с Сергеем Есениным в Москве в 1913 г., когда он поступил к нам на службу в типографию Сытина. Он только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня поход не был… С золотыми кудрями он был кукольно красив, окружающие по первому впечатлению окрестили его вербовым херувимом… Настроение у него было угнетенное: он поэт, а никто этого понять не хочет, редакции не принимают его стихи в печать, отец журил, что занимается не делом: надо, мол, работать, а он стишки пишет…  

            Сидит с Есениным за самоваром, общаются у края сцены.  

Ведущий: Аня Изряднова влюбилась в Сергея всерьез. Ему было девятнадцать, а ей двадцать три. В ее тихой и преданной любви было немало материнского заботливого чувства. Дочь Есенина от Зинаиды Райх Татьяна напишет в воспоминаниях: «Анна Романовна принадлежала к числу женщин, на чьей самоотверженности держится белый свет… Все, связанное с Есениным, было для нее свято, его поступки она не обсуждала и не осуждала. Долг окружающих по отношению к нему ей был совершенно ясен – оберегать», и она это делала.

Анна Изряднова (встает из-за стола, идет к краю сцены): Ко мне он очень привязался, читал стихи. Посещали мы с ним университет Шанявского. Все свободное время читал, жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить. А в конце декабря у нас родился сын Юрий. Когда я вернулась домой из роддома, у него был образцовый порядок: везде вымыто, печи натоплены, даже обед готов и куплено пирожное. Ждал… На ребенка смотрел с любопытством, все твердил: «Вот я и отец…». Потом вскоре привык, полюбил его, качал, убаюкивал, пел над ним песни. В марте поехал в Петроград искать счастья, в мае вернулся другой. Был все такой же любящий, внимательный, но уже не тот, что уехал. И снова то уезжал, то возвращался, то звал с собой, то просил ждать. Однажды не вернулся – жизнь закружила. Себя искал, славы. Перед Петроградом в 1925 г. заходил попрощаться с нами, говорил, что, наверное, умрет. Просил не баловать, беречь сына…

Ведущий: Сын Анны Романовны и Есенина – Юрий Изряднов – в 1937 г. был призван в армию, там арестован и расстрелян как враг народа. В 1956 г. реабилитирован как невиновный. Анне Романовне никто из властей даже не посчитал нужным сообщить о его гибели, и 15 лет, до самой своей смерти, она ждала сына домой. Так ушла в историю и эта страница жизни Сергея Есенина.      Весной 1917 г. Есенин окажется в Петрограде, где познакомится с А. Блоком, Н. Клюевым, М. Горьким, С. Городецким, Р. Ивневым, А. Мариенгофом другими поэтами. Здесь выйдет первая книга его стихов – «Радуница». Здесь начнется его известность как самобытного русского поэта. (на этих словах Есенин возвращается на сцену) 

 Звучит мелодия (1 куплет песни). 

 З. Райх (встает со стула справа от сцены и идет в центр):    Мы познакомились в Петрограде весной 1917 г. в редакции газеты «Дело народа», где я работала машинисткой. Есенин печатался в нашей газете, частенько заходил в редакцию, сидел возле меня. Болтали, обменивались мнениями, он читал свои стихи, я восхищалась. Летом его приятель – поэт Алексей Ганин – пригласил Есенина и меня в поездку на его родину, в вологодскую деревню. Путешествие было очень романтическим и увлекательным. Поэты наперебой ухаживали за мной, им нравилось соперничать.

Ведущий. Влюбиться в Зинаиду Райх не составляло труда. Всем «нравилась ее внешность, ее прелестные, как вишни, глаза, веки, как два лепестка губы, необыкновенно матовая кожа и абсолютная женственность. Она всегда бывала жизнерадостной, веселой, легкой. Она была деловитой и целеустремленной, мечтала об искусстве, ходила в скульптурную мастерскую, любила литературу. Она была сама молодость. (Есенин влюблено смотрит на Райх)

З. Райх:    На обратном пути, в поезде, Сергей Есенин громким шепотом сказал мне:

Есенин (держа ее руки в своих): «Я хочу на вас жениться».

З. Райх:      Я ответила (вырывается): «Дайте подумать». Его это рассердило. О чем думать, когда он уже сделал свой выбор?! Не успела я ответить «да», как Сергей решил немедленно венчаться. Мы сошли с поезда, денег ни у кого не было. Дала телеграмму отцу в Орел: «Пришли 100 р., венчаюсь». Мы купили на них венчальные кольца, вместо свадебного платья на мне была блестящая кофточка и черная юбка. А букет для невесты Есенин нарвал по дороге к церкви на лужайке. Вернувшись в Петербург, мы по-прежнему были на «вы» и некоторое время жили порознь, чтобы не мешать друг другу прийти в себя от этого неожиданного поворота судьбы. Но было это недолго. Вскоре мы поселились на Литейном. Более того, Сергей настаивал на том, чтобы я бросила работу и устраивала домашний быт. Оказалось, что выросший в деревенском укладе жизни, он  казался «хозяином очага», я видела в нем стремление к первенству. Ему нравилось по-крестьянски заявлять на меня свои права, а я не хотела быть покорной женой-домохозяйкой. Но первые ссоры случались из-за поэзии – я с чем-то не соглашалась в его стихах, и однажды Сергей так сильно разозлился, что я не понимала его, снял с руки обручальное кольцо и выбросил в окно. Я обиделась и сделала то же самое. Это нас быстро отрезвило – побежали во двор кольца искать. Помирились, шепча друг другу: «Какие мы дураки…». Невольно вспомнился Блок: «Я бросил в ночь заветное кольцо…». Мы, такие разные, учились любить на собственных ошибках. Осень 1917 и 1918 г. были самым счастливым временем в нашей жизни.  

Звучит гитарный перебор.  

З. Райх:   Сергей был ревнив. Однажды, придя домой после службы, я увидела       в комнате погром: вещи раскиданы, смяты, в печи горят какие-то листы. Когда он посмотрел на меня (причем не сразу!), его лицо было чужое, злое – такого я еще не видела. Он вертел в руках какую-то коробочку: «А, подарки от любовников берешь!». На меня посыпались ужасные, оскорбительные слова. Я даже не знала, что он способен их произнести. От ужаса, что я вижу его таким, я упала на пол и разрыдалась, но он даже не подошел. И хотя мы помирились в тот же вечер, запретную грань он уже перешагнул. Прежнюю идиллию уже невозможно было восстановить… С этого дня он уже мог меня оскорблять. А когда пришло время родить Танюшу, я уехала к родителям в Орел – так было спокойнее. Сережа со своими имажинистами все больше демонстративно бузил, пил, денег в семье не хватало. Февральские, октябрьские события в стране, Гражданская война – в столицах было голодно и неспокойно. Я оставалась полтора года в Орле. Конечно, за это время я не раз бывала в Москве у Сергея, и с Танечкой, и одна, но отношения наши дали трещину (садится на край сцены, обхватив голову руками).

Ведущий: Своего жилья у Есенина в Москве не было никогда. Он жил у кого придется, чаще у Анатолия Мариенгофа. Вместе с Есениным он, Сергей Клочков, Вадим Шершеневич, Клюев и несколько других составили группу поэтов-имажинистов. Стихи писали разные – талантливые и не очень, читали их в поэтическом кафе «Стойло Пегаса». Богема, которая там собиралась, считала себя пупом земли и была очень далека от целомудрия и трезвости. Каждый хотел выделиться из толпы, стать центром внимания. Экстравагантная одежда, вино, пьяные скандалы, сплетни, зависть – и среди этого пьяного угара звучат настоящие, талантливые стихи Есенина. Скандалы были нужны как реклама. Это так не вязалось с обликом милого, задушевного Есенина, но маска хулигана постепенно прилипала к поэту, и когда поэт Кириллов после очередного скандала выговаривал Есенину за это, Сергей лукаво ответил: «Чудак! На одном таланте далеко не уедешь. Скандал, особенно красивый скандал, помогает таланту». При такой философии было не до семьи, не до любви. А. Мариенгоф твердил другу Сереже, что поэт должен быть свободным от уз брака, от обязанностей перед женщиной. Женитьбы, семья подрезает крылья у поэта. Зинаиду Николаевну он просто ненавидел за то, что она претендует на любовь их кумира. Как могли, «друзья» отрывали их друг от друга, поощряли пьяную, разгульную жизнь Есенина. А в это время для Есенина важнее всего было признание, слава. И когда Райх приезжала к нему, не всегда эти встречи приносили радость им обоим.  

Звучит мелодия на есенинские слова под гитару.  

З. Райх (возмущенно, зло):    Почему же не сложилась наша семейная жизнь? Это для Мариенгофа, Шершеневича,  Клюева, которые, как трутни, жили за счет Есенина, я была бесцветной, злой, забитой, уродливой еврейской дамочкой! Многие другие говорили, что я была красавицей, умницей, блистательной женщиной. Я работала в народном комиссариате просвещения, была знакома с Луначарским, Маяковским, Крупской. Но главное – я была гордой и не захотела быть одной из поклонниц сопровождавших Есенина по кабакам. Я даже решилась родить второго ребенка, думала, что семья, о которой Сергей когда-то мечтал, дети, которых он искренне любил (их фотографии он всегда носил с собой, часто хвастался ими), оторвут его от богемной жизни. Но это не случилось. Я не покорилась ему, ушла от Сергея, хотя всегда любила его. И не пропала. С двумя детьми на руках я училась на актрису, работала, стала помощником режиссера Всеволода Мейерхольда, потом и его женой. Того, что не он, а я ушла от него, Сергей не мог простить мне никогда.

 Ведущий: У Зинаиды Николаевны появился дом, семейный покой, о котором она так мечтала с Сергеем. И был великий режиссер Мейерхольд, который не стеснялся своей любви к ней, боготворил ее. И она расцвела с ним. Сергей Александрович понял с опозданием, что он потерял самое главное в своей жизни. Однако тот же роковой Мариенгоф написал в своих воспоминаниях: «Кого же любил Есенин? Больше всего он ненавидел З.Н. Райх. Вот ее, эту женщину… ее, единственную и любил». И когда Есенин навещал своих детей в новой семье, с Зиной встречаться боялся, а с Мейерхольдом вел себя уважительно. А у гроба Есенина Татьяна Федоровна, мать Есенина, скажет ей: «Ты виновата…». Через несколько лет Есенин напишет в стихах:                                                   

Есенин:  Цветы мне говорят – прощай,
             (делая несколько шагов к Райх, отступает от нее)               
              Головками склоняясь ниже,       
              Что я уж больше не увижу                                                   
              Ее лицо и отчий край.                                                   
              Любимая, ну, что ж! Ну, что ж!                                                   
              Я видел их и видел землю,                                                  
              И эту гробовую дрожь                                                   
              Как ласку новую приемлю…                                                   

Ведущий: А в стихотворении «Собаке Качалова» (Качалов дружил с Мейерхольдом и Райх) Есенин напишет еще более проникновенные строки:



Читать весь сценарий в прикрепленном архиве.                  &
Категория: Внеурочная деятельность по предмету | Добавил: Natka | Теги: стихи, есенин, любовь
Просмотров: 9767 | Загрузок: 607 | Рейтинг: 4.0/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время действовать
Осталось...
Друзья сайта
ПОГОВОРИМ?
200
ОБЛАКО ТЕГОВ
ФОТОАЛЬБОМ
Что почитать?
WOlist.ru - каталог сайтов Рунета Каталог сайтов 'Российское образование в сети' anstars.ru - Учительский портал - 
 Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Учительский портал Методсовет
Яндекс.Метрика
Ковалева Н.В. © 2024