<a href=Тропинками творчества...>
Четверг, 09.05.2024, 01:32
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Копилка сайта
Категории раздела
Учителю МХК [9]
Методические материалы для учителя
Ученый Кот 6-Б
Личный альбом
Ваше мнение
Ваша оценка сайту
Всего ответов: 367
Кто на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Творческая лаборатория

Главная » 2011 » Февраль » 26 » Организация исследовательской практики учащихся на уроках МХК
08:46
Организация исследовательской практики учащихся на уроках МХК

    Гуманизация образования предполагает максимальную персонификацию обучения и воспитания детей. Сегодня будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий. В связи с этим создание условий для подготовки личности творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение. При большом объёме информации учебного курса «МХК», осуществляемой в условиях минимума времени, организация исследовательской деятельности учащихся становится весьма актуальной.

    В современных условиях самообразование учащихся является ведущим принципом, согласно которому основой учебного процесса становится работа учащихся по расширению своего кругозора, развитию навыков исследовательской деятельности. Существующие сегодня учебники по мировой художественной культуре не способны в полном объёме решить проблему информированности учащихся в области искусства. На уровне старшей школы подростки в результате социализации и взаимодействия с массовой культурой и СМИ приобретают собственный культурный опыт и становятся субъектами и объектами активной познавательной деятельности. Содержание предмета МХК представляет школьнику «строительный материал» для осмысления и выстраивания собственного пути развития в жизни. В связи с этим, возрастает роль учителя, правильно организующего мыслительную деятельность подростка.

   Учащиеся многопрофильного лицея №20 отличаются широким кругозором, знанием гуманитарных наук, воспитанностью. С самого начала преподавания курса МХК они включаются в исследовательскую деятельность. Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства. На уроках искусства художественно-творческая исследовательская деятельность должна строиться на принципах интеграции и активном использовании информационных технологий. Исследования в области искусства обязательно имеют этап практической работы в музее, библиотеке, архиве, на местности.

    Возрастная логика обучения предполагает следующие формы исследовательской работы учащихся: сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. В 5-7 классах лицеисты приобретают первый опыт исследовательской деятельности и публичных выступлений. Они готовят сообщения и доклады и выступают с ними перед одноклассниками. Творческие задания и нестандартные формы уроков (уроки-симпозиумы, конференции, форумы, интеллектуальные игры) способствуют развитию их интереса к исследованию. В 8 классе учащиеся знакомятся с правилами работы над рефератом, исследованием, проектом. Для повышения качества исследовательской работы автором создан элективный курс «Основы исследовательской деятельности по гуманитарным предметам» для учащихся филологического профиля. Курс включает занятия, направленные на формирование у учащихся теоретических и практических навыков для написания исследовательской работы. Разработаны материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике. Типичная процедура исследования предполагает:

  • Постановку задачи;
  • Предварительный анализ информации;
  • Формулировку исходных гипотез;
  • Сбор данных;
  • Анализ и обобщение полученных результатов;
  • Проверку гипотез;
  • Формулировку утверждений.

    Для организации исследования важно правильно научить учащихся выбрать методы исследования (способы достижения цели). Для исследования в области художественной культуры необходимы аналитические и социологические методы. Аналитические методы (анализ произведения или специальной литературы по искусству, классификация явлений в мире художественных явлений; иконологический метод; структурный метод) позволяют сделать определённые выводы, используя лишь само произведение искусства. Социологические методы (наблюдение над восприятием или созданием явления культуры; анкетирование; интервьюирование; метод экспертной оценки; социологический эксперимент) исследуют воздействие искусства на аудиторию, механизмы и средства их распространения. Результатом исследования должно стать новое знание в виде подтверждённой или опровергнутой гипотезы. Следует отметить, что важно формировать интерес у учащихся к исследовательской работе. Обычную тему необходимо превратить в проблему, для того, чтобы ученику интересно было ею заниматься. Часто можно получить интересную тему, сопоставив различные произведения искусства. (Например, «Троица» А. Рублёва и «Чёрный квадрат» К.Малевича). С большим интересом учащиеся физико-математического профиля работают над темами, интегрирующими несколько предметных областей. (Например, «Пропорции в архитектуре Древнего Египта»). Проблема должна быть личностно значимой для школьника. Результаты её исследования могут выходить за рамки школьного образования.

    Наиболее интересная форма исследовательской деятельность по МХК – проектная. В основе его лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Преимущества этого метода на уроках МХК неоспоримы. Ограниченные временными рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность. Теоретические знания, полученные при обучении, ученик может реализовать на практике. Проектная деятельность представляет собой синтез познавательного, творческого, игрового процесса, непрерывным условием которого является наличие заранее выработанного плана, промежуточных этапов и путей реализации. Исследовательская деятельность учащимися проводится чаще всего в малых группах. Наиболее распространенными на уроке МХК являются творческие и ролево-игровые формы проектной деятельности. Тематика проектов определяется стремлением пополнить объём знаний по истории искусств, основам языка искусств, осознание себя как сотворца художественного произведения. В связи с этим особую роль приобретает проявление творческих способностей участников проекта. Защита проекта проходит в форме, соответствующей содержанию предмета: проведение экскурсий, постановка спектакля, презентация фильма, организация выставки. Именно метод проектов позволяет организовать подлинно творческую, исследовательскую деятельность. Рассмотрим характерные примеры:

Проект «Тайны художественных произведений».

Творческая работа позволяет собрать материал о тайных знаках художественных произведений на материале творчества Мунка, Васильева, Дали, Малевича, Рублёва и представить его с использованием современных информационных технологий.

Проект «Роль дворянской усадьбы в сохранении семейных традиций».

Проект привлекает внимание к проблеме потери ценностей и взаимосвязи поколений. На примере жизни в усадьбах показывает значимость традиций воспитания, проведения досуга, религиозных традиций, традиций творчества.

Проект «История России в культовых памятниках архитектуры».

В работе подробно рассматривается история появления православных соборов и прослеживается их связь с историей России. Итогом проектной деятельности стало создание мультимедийного пособия к урокам МХК.

Инновационный социальный проект «Душа Симбирска–Ульяновска».

Цель данного проекта – привлечь внимание к культурному наследию родного города. Результатом работы является разработка туристической программы для гостей города «Душа Симбирска–Ульяновска», посвящённая 360-летию города.

Педагогическая ценность данных проектов заключается прежде всего в стимуляции творческой активности учащихся. Художественная культура прошлого становится неотъемлемой и личностно значимой частью настоящего школьников.

    Защита проекта и реферата – одна из популярных форм итоговой аттестации по  мировой художественной культуре. При защите проектов и рефератов учащиеся активно используют информационные технологии.

    Ни одна исследовательская работа сегодня не обходится без сети Internet . Ресурсы сети помогают в сборе материалов, наборе и структурировании материала. Неоценима роль компьютера и для создания презентаций рефератов и проектов. Примером может быть «визитная карточка» команды лицея на профильной олимпиаде УлГУ по теме «Образ человека в искусстве» и презентации лучших проектов городского конкурса «Защита творческих проектов по МХК». В процессе такой работы кабинет МХК обогащается хорошими методическими материалами на электронных носителях. Необходимо также рекомендовать ученикам участвовать в сетевых форумах, на которых обсуждаются вопросы искусства.

Придать исследовательской деятельности учащихся на уроках МХК интересную форму позволяют интеллектуальные игры: «Что, где, когда?», «Своя игра», «Умники и умницы». Серьезная интеллектуальная деятельность превращается в яркое зрелище, увлекательное состязание, в праздник. Игра дает возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам. Цель заданий – расширить кругозор школьников, их эрудицию, развить межпредметные связи, активизировать мыслительную деятельность учащихся. Программу приобщения школьников к выдающимся явлениям мировой культуры выполняют также игровой конкурс по МХК «Золотое руно», профильная олимпиада по истории культуры кафедры культурологии УлГУ, конференции исследовательских работ по МХК, конкурсы творческих проектов. Автором подготовлены учебно-методические материалы по организации работы с одарёнными детьми в процессе их самостоятельной подготовки к олимпиадам и конкурсам.

    Хорошие результаты даёт совместная работа учителей гуманитарного цикла, которая может начаться с создания научно-исследовательского общества. В лицее №20 научно-исследовательское общество «Олимпик» существует с 2002 года.

    Перечисленные формы организации исследовательской деятельности учащихся дают возможность каждому ученику осознать себя как личность, поверить в свои силы. Результат самообразования лицеистов прослеживается в динамике роста творческих способностей, повышении кругозора, активности, восприятия прекрасного в культурном контексте. Увеличивается процент учащихся, желающих заниматься исследовательской деятельностью, расширяются рамки представления работ на различных уровнях. Исследовательская работа в лицее – первый научный труд лицеистов. Навыки, полученные в работе над рефератом, исследованием, проектом, помогут школьникам в дальнейшем и с выбором сферы деятельности и с умением защитить свою точку зрения.

 

Литература:
  1. Г.Б.Голуб, Е.А.Перелыгина, О.В.Чуракова. Метод проектов – технология компетентностно – ориентированного образования. – М: «Учебная литература», 2006г.
  2. О.В.Брыкова, Т.В. Громова. Проектная деятельность в учебном процессе. – М: «Чистые пруды», 2006г.
  3. А.В.Копылова. Технология урока искусства. - М: «Тач маркетинг», 2004г.
  4. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. – М: «Мысль», 1985.
Категория: Учителю МХК | Просмотров: 8227 | Добавил: Natka | Теги: мхк, урок исследование | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время действовать
Осталось...
Друзья сайта
ПОГОВОРИМ?
200
ОБЛАКО ТЕГОВ
ФОТОАЛЬБОМ
Что почитать?
WOlist.ru - каталог сайтов Рунета Каталог сайтов 'Российское образование в сети' anstars.ru - Учительский портал - 
 Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Учительский портал Методсовет
Яндекс.Метрика
Ковалева Н.В. © 2024