<a href=Тропинками творчества...>
Среда, 08.05.2024, 10:52
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Копилка сайта
Категории раздела
Учителю МХК [9]
Методические материалы для учителя
Ученый Кот 6-Б
Личный альбом
Ваше мнение
Ваша оценка сайту
Всего ответов: 367
Кто на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Творческая лаборатория

Главная » 2011 » Февраль » 26 » Педагогическая технология "Альтернатива" в проблемном обучении
13:41
Педагогическая технология "Альтернатива" в проблемном обучении

Предлагаемая технология "Альтернатива" предназначена для создания проблемной ситуации и ориентирована на тот этап в обучении, когда необходимо сформировать мотивацию, направленную на освоение новых знаний.

Основными задачами являются:

- Усиление компонента осознанного отношения к жизненным ситуациям, к собственной точке зрения;

- Развитие навыков конструктивного, упорядоченного, структурированного мышления;

- Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;

- Развитие способности видеть эмоции, чувства (не только свои, но и других людей) и понимать их роль в процессе мышления;

- Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений.

Работа в рамках технологии основана на принципе совместной деятельности. В совместной деятельности можно выделить два основных аспекта, от которых в значительной степени зависит эффективность деятельности:

- собственно предметную деятельность (предметная деятельность, как правило, определяется спецификой и сложностью предлагаемой для решения задачи);

- совокупность процессов, устанавливающих различные связи и зависимости между людьми в процессе такой деятельности.

Содержательная предметная основа технологии "Альтернатива"

Если мы хотим сделать обучение максимально развивающим мышление, все познавательные способности учащихся, научить их мыслить, то наилучшим для этого средством являются "проблемные задачи". Задачи в обучении в педагогическом плане выступают и как цель, и как средство обучения. Задача в психологическом плане как ситуационно- мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действий, направленных на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше.

Основным источником любой задачи является проблемная ситуация: это и недостаток или несоответствие знаний, средств и способов их применения, и необходимость произвести какие-то действия для достижения цели или сделать выбор между несколькими возможностями и т.д. Так чем же "проблемные задачи" отличаются от большинства задач, которые сегодня предлагаются для обучения в школе?

Самым важным отличием является формирование позитивной внутренней мотивации, заинтересованности в решении задачи. В психологических концепциях мотивации преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в рамках которого особое значение придается феноменам, которые связаны с сознанием и знаниями человека.

Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний, в частности, их противоречивости. Возникшая противоречивость, в свою очередь способствует "возбуждению интереса", формирует эмоциональный отклик на ситуацию. Одним из первых обратил внимание на данный фактор, разработав свою теорию, Л. Фестингер. Основным положением его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека стремиться к согласованности, к равновесию. При возникновении рассогласованности, дисбаланса, индивид стремиться снять его или уменьшить. Такое стремление может являться сильным мотивом его поведения.

Уменьшить возникший диссонанс возможно:

- изменяя один из элементов системы знаний таким образом, чтобы он не противоречил другому;

- добавляя новые элементы в противоречивую структуру знаний, тем самым делая ее менее противоречивой и более согласованной;

- уменьшая значимость не согласующихся между собой знаний.

Наиболее выраженное мотивационное влияние на человека когнитивный диссонанс оказывает в следующих жизненных ситуациях:

- при принятии важных решений в ситуациях конфликта с другими людьми;

- при совершении неприятных, внутренне конфликтных поступков;

- при отборе информации;

- при согласовании своего мнения с мнениями членов группы;

- при получении неожиданных результатов, их противоречивости.

Состояние когнитивного диссонанса усиливается в таких ситуациях, когда субъект воспринимает себя в качестве вероятной причины несогласованности, возникшей в результате его активных действий. [3]

Итак, содержательная предметная основа технологии "Альтернатива" формируется на основе задач, которые разрабатываются с учетом феномена когнитивного диссонанса.

Следует обратить внимание на то, что наиболее интересными получаются задачи, созданные на основе понятий: система, системный анализ, функционирование и развитие системы. Система- это объект, состоящий из множества взаимосвязанных частей и существующий как единое целое. Построению модели предшествует системный анализ, задача которого - выделить существенные свойства объекта и связи между ними. Результатом такого анализа является модель - представление учащегося о проблемной ситуации, о системе на каком-то языке. Задача- это знаковая модель проблемной ситуации. Естественно, что задача, как модель, отражает лишь некоторые стороны моделируемой проблемной ситуации. Последняя всегда богаче, многограннее своей знаковой модели. Но самое существенное их различие в том, что центром проблемной ситуации является сам ученик, решающий данную задачу, его представления о том, как лучше, правильнее поступить, какой вариант, способ решения подойдет.

Организационная основа технологии "Альтернатива"

Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры.

Несомненно, что организация совместной деятельности учащихся должна учитывать разнообразие и индивидуальных и групповых мотивов, и должна быть ориентирована на позитивные мотивы общения и деятельности.

Наиболее успешно создать позитивную мотивацию совместной деятельности можно через использование активных групповых методов обучения. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.

Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая надумана, не отражает реальной действительности или является результатом принуждения. Для возбуждения внутреннего познавательного интереса учащихся в рамках данной технологии используются задачи, основу которых составляет противоречие.

Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.

Состязательность - мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущими мотивами состязательности являются мотив достижения успеха и мотив аффеляции.

Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития.

Основу многих игр составляет конфликт. Конфликт- столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов и т.п. Конфликт может быть внутриличностным, межличностным, межгрупповым, личностно-групповым.

Конфликтные ситуации на основе противоречивых позиций сторон по определенному поводу возникают достаточно часто. Причин возникновения таких ситуаций много. Одной из причин является наличие внутренних конструктов восприятия. Автором теории личностных конструктов является Дж.Келли. Согласно этой теории, личность имеет систему индивидуальных конструктов. Конструкты - это средства, пути интерпретации и толкования мира. Они имеют форму биополярных понятий (белый - черный, умный - глупый, добрый - злой и т.п.) и представляют собой систему понятий, сквозь призму которых человек воспринимает и оценивает мир. Одни люди предпочитают пользоваться одними определениями- конструктами, другие - иными; одни чаще склонны обращаться к положительным характеристикам, другие - к отрицательным. Система конструктов определяет установки, потребности, поведение человека. Всегда ли система конструктов может способствовать наиболее объективной оценке происходящего? Другими словами, всегда ли люди осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств? Совершенно очевидно, что не всегда. Человека нередко вполне удовлетворяет первая пришедшая ему в голову мысль, он довольствуется ею и не ищет другой причины до тех пор, пока сам или кто-то другой не усомниться в правильности найденного объяснения. Именно тогда и возникает когнитивный диссонанс в восприятии человека.

В динамике конфликта выделяют четыре основные стадии: возникновение конфликта, осознание, демонстрация конфликтного поведения, разрешение конфликта.

Разрешение конфликта является завершающей стадией. Оно возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее образов в восприятии оппонентов. Разрешение может быть:

- частичным (когда исключаются конфликтные действия, но противоречие остается);

- полным (конфликт устраняется и на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних противоречий).

Существуют следующие варианты разрешения конфликтных ситуаций:

- полное разрешение на объективном уровне за счет преобразования конфликтной ситуации (например, предоставление ресурсов, отсутствие или недостаток которых спровоцировали конфликт);

- частичное разрешение на объективном уровне за счет преобразования ситуации в направлении незаинтересованности в конфликтных действия;

- полное разрешение на субъективном уровне за счет кардинального изменения восприятия конфликтной ситуации;

- частичное разрешение на субъективном уровне за счет ограниченного, но достаточного для временного прекращения конфликта изменения образов в сложившейся ситуации. [5]

Предлагаемая технология "Альтернатива" ориентирована на частичное разрешение как на объективном, так и субъективном уровнях. Остающееся противоречие необходимо как основа для дальнейшей работы над разрешением сложившейся ситуации и возможности перейти к рефлексивно- аналитическим технологиям деятельности.

Сценарное описание технологии "Альтернатива"

Важным этапом работы является подготовка задания. Задание должно иметь несколько способов решения (например: физика, математика, информатика) или несколько вариантов истолкования, объяснения (например: история, литература).

На реализацию всех шагов в описанной технологии отводится 2 часа учебного времени, которые можно провести как вместе, так и раздельно. Деятельность в рамках технологии содержит следующие шаги:

1. Формируются 4 или 5 подгрупп, каждая из которых выполняет задание или часть задания (на реализацию данного этапа можно отвести 15 минут).

2. Участники подгрупп делятся со всей группой своим вариантом, способом решения или объяснения ситуации. Предлагаемый вариант, способ должны быть обоснованы (для выступления группе дается 4-5 минут, на реализацию этапа 20 минут).

3. Затем участникам предлагается найти противоположное, альтернативное объяснение или решение, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Предлагаемая альтернатива должно быть обоснована. Каждая группа работает над тем вариантом, который на предыдущем этапе был у другой подгруппы (на реализацию этапа можно отвести 15 минут).

4. Участники подгрупп делятся со всей группой альтернативными вариантами, способами решения, объяснения ситуации (для выступления группе дается 4-5 минут, на реализацию этапа 20 минут).

5. Участникам (можно каждому отдельно, можно подгруппе в целом) предлагается заполнить экспертные карты эффективности работы всех подгрупп по четырем критериям (каждый критерий оценивается по 10-ти бальной шкале):

- новизна, оригинальность идеи- варианта, способа решения;

- обстоятельность, четкость, логичность предлагаемых обоснований для выбранного варианта, способа;

- эффективность презентации идеи (интересно слушать, увлекает, захватывает);

- соблюдение регламента работы, дисциплинированность (умение выслушать другую точку зрения, не перебивая; уважительное отношение к выступающему, умение выслушать до конца и т.п.)

Результаты оценки эффективности работы заносятся в следующую таблицу:

Название или номер подгруппы

Новизна, оригиналь-

ность идеи

Обстоятель-ность, четкость, логичность обоснований

Эффективность презентации (интересно, увлекает)

Соблюдение регламента, дисциплина

Суммарное

количество баллов

1 группа

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

3 группа

 

 

 

 

 

4 группа

 

 

 

 

 

5 группа

 

 

 

 

 

В итоге суммируются баллы из столбца "суммарное количество баллов" и определяется та группа, которая наиболее эффективно отработала, решая предложенную задачу. На реализацию этапа отводиться 5-10 минут.

1. Ведущий- учитель обобщает полученную от групп информацию, выделяя разные, часто противоположные и при этом обоснованные точки зрения

Возникает проблемная ситуация: но где же истина?

Пример работы в рамках технологии "Альтернатива"

(Предлагаемое описание реализации технологии было осуществлено на курсах повышения квалификации для преподавателей истории и обществознания в апреле 2005 года с целью моделирования эффекта когнитивного диссонанса)

- Задание для группы (перед началом работы участники читают текст сказки о царе Салтане А.С.Пушкина).

Все мы знаем сказку Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане. Давайте разберемся в вопросе о том, какие идеи составляют основу сказки? О чем сказка?

Давайте определим, какие персонажи являются положительными героями, какие - отрицательными?

Замечание: Салтан, Гвидон, Царица- мать, царевна Лебедь отнесены группой к положительным героям; ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха- к отрицательным.

Чтобы ответить на главный вопрос: о чем сказка, давайте посмотрим, какая главная смысловая нагрузка составляет основу образов героев сказки?

- 1 этап

Сформируем группы, каждая из которых будет работать над одним из образов героев сказки.

1 группа работает над образом царя Салтана.

2 группа - царевича Гвидона.

3 группа - Царицы- матери.

4 группа - Царевны Лебеди

5 группа - Обобщенным образом: ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха

- 2 этап

1 группа: Мы считаем, что царь Салтан является символом ответственности. В самом начале произведения Салтан едет на войну защищать свое государство и свой народ, выполняя свой долг. При этом он оставляет дома любимую молодую жену и ребенка. Несомненно, мы знаем такие примеры из истории, когда цари посылали воевать своих подчиненных генералов и военных. Сами же оставались дома и предавались веселью.

Еще одним ярким примером ответственности царя является его решение ехать посмотреть на чудный город в океане не сразу же, как только он о нем узнал, а после тщательной "проверки". Царь поехал "чудный остров навестить, у Гвидона погостить" только после того, как убедился в миролюбивом характере нового города- государства, в том, что оно не принесет вреда царству самого Салтана.

2 группа: Царевич Гвидон воплощает собой смелость (иногда безрассудную), решительность, самостоятельность. Одним из первых эпизодов, когда он появляется в сказке, является "путешествие в бочке" по волнам океана. Мать плачет, стенает, а царевич не теряет веры, молит волны о спасении. Затем он на берегу незнакомого острова решительно и смело убивает коршуна, который пытается заклевать лебедь. В дальнейшем повествовании мы сталкиваемся с эпизодами, когда Гвидон, нисколько не задумываясь, оборачивается и мошкой, и комаром, лишь бы увидеть отца, о котором он скучает. И, наконец, ярким является тот момент, когда Гвидон, не зная о том, что Лебедь и есть царевна, на ее просьбу о необходимости подумать о желании жениться, отвечает, что "пора ему жениться, : что готов душою страстной за царевною прекрасной он пешком идти отсель хоть за тридевять земель".

3 группа: Царица- мать воплощает всепрощение. Несмотря на то, что ее посадили в бочку, сбросили в океан (якобы по приказу царя), несмотря на все тяготы, которые она перенесла, когда вместе с ребенком плыла по волнам океана жизни ("словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица:"), царица- мать простила своего мужа и не упрекнула его ни в чем.

4 группа: Царевна лебедь выступает в сказке как символ преданности. Она благодарна царевичу за спасение и готова отплатить добром за добро: "ввек тебя я не забуду: ты найдешь меня повсюду:" И благодарность ее действительно была достойной: во дворце появилась белка с изумрудно- золотыми орехами, и тридцать три богатыря- защитника города. Лебедь была рядом с Гвидоном в нелегкие моменты его жизни. Она помогала царевичу и добрым словом: "Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?...", и делом: "оборотила" его и муху, и в комара, чтобы Гвидон мог взглянуть на отца.

5 группа: Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха созданы Пушкиным как воплощение завистливости. Они не смогли смириться с тем, что царь предпочел их сестру и женился на ней. Они сделали все возможное, чтобы погубить сестру и занять место возле царя. И дальнейшие их действия нацелены только на одно - сделать все возможное, чтобы царь не смог поехать и "чудный остров навестить". Сестры и сватья всю жизнь боялись, что их обман обнаружится.

- 3 этап

Каждая группа выбирает другого героя сказки и находит альтернативное, лучше противоположное объяснение его поведению.

1 группа работает над образом царевича Гвидона.

2 группа - Царицы- матери.

3 группа - Царевны Лебеди

4 группа - Обобщенным образом: ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха

5 группа - царя Салтана

- 4 этап

1 группа: Мы считаем, что Гвидон не способен встретить проблему лицом к лицу, он все время ищет "обходные" пути. Ярким тому примером являются эпизоды с "оборачиванием" его в разных комаров и мошек. В результате Гвидон, незаметный и неузнанный "все слышит, все видит", и не несет за это никакой ответственности. Мало того, он кусает, жалит в лицо своих врагов, но делает это в образе мошки. Еще одним ярким моментом являются желания Гвидона иметь чудеса, о которых он слышал во дворце отца, не прикладывая для их воплощения никаких усилий, а уповая только на способности царевны Лебедь. "Грусть- тоска меня съедает; чудо чудное завесть мне б хотелось:"

Надо отметить некоторую предприимчивость царевича. После того, как он получил без всяких усилий волшебную белку, "князь для белочки потом выстроил хрустальный дом, караул к нему приставил и притом дьячка заставил строгий счет орехам весть:"

2 группа: Анализируя образ царицы, мы пришли к выводу, что она очень слабохарактерный человек, который все преграды в своей жизни встречает со слезами. Она не способна защитить своего ребенка и ничего не предприняла в тот момент, когда бояре объявили о том, что царь приказал "и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод". Единственное, что она могла делать, когда бочка плыла по волнам, так это плакать ("словно горькая вдовица, плачет, бьется в ней царица:"). В тот момент, когда Гвидон просит ее дать благословение на его брак с Царевной, "над главою их покорной мать с иконой чудотворной слезы льет :".

3 группа: Мы думаем, что одной из главных черт царевны была расчетливость. Она сделала все для того, чтобы выйти замуж за Гвидона. Начнем с эпизода, когда царевна, спасенная царевичем, говорит: "Отплачу тебе добром, сослужу тебе потом:". И вот на следующее утро на пустынном острове появился чудесный город, где "царевича венчают княжей шапкой, и главой возглашают над собой". Казалось бы, долг оплачен. Но царевна продолжает опекать Гвидона, угождать ему, делать всякие чудеса. Царевна сделала семь разных чудес для Гвидона: чудный город, превращение в комара, волшебная белочка, превращение в мошку, тридцать три богатыря, превращение в муху, невероятная девица красавица, "что не можно глаз отвесть". Она приучила царевича получать все, что только он захочет, и стала просто необходима ему.

Хочется обратить внимание на эпизод, когда царевич подстрелил коршуна. В тот момент, когда смотрит царевич на то, как "коршун в море тонет", лебедь "злого коршуна клюет, гибель близкую торопит, бьет крылом и в море топит:".

4 группа: Мы считаем, что в обобщенном образе ткачихи и поварихи воплощены образы современных деловых женщин, которые ставят перед собой цели и добиваются их воплощения во что бы то ни стало. В самом начале сказки, когда сестры разговаривали в светлице, младшая сразу определила свою роль матери, а вот старшие сестры хотели заниматься делом, одна - всех накормить, другая - всех одеть.

Дальнейшие их действия по реализации желания иметь первые роли в государстве были последовательны и точны. Прилагая немало усилий, сестры добились своего и очень умело делали так, что царь все никак не мог собраться "чудный город навестить". Хочется отметить, что у сестер бойцовский характер, они идут до конца. Даже предполагая, что на острове может жить их сестра с молодым царевичем, они рискнули и поплыли. И самое главное, что в итоге все сошло им с рук, стоило только повиниться и разрыдаться.

5 группа: Царь Салтан зависимый человек, легко попадающий под влияние более сильных личностей. Только что говорили о том, как ловко манипулировали им ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Им легко удавалось сделать так, чтобы поездка царя откладывалась на более "подходящие" дни. Яркими являются слова Салтана, когда он "унимает" сестер по поводу своего решения все же ехать и говорит им: "Что я? Царь или дитя?". Но самым ярким моментом сказки является тот эпизод, когда царь поздними вечерами ходит и подслушивает под дверями девичьих светлиц. Видно больше царю делать нечего.

- 5 этап

Каждая подгруппа заполняет таблицу оценки эффективности работы других групп. В результате суммирования баллов побеждает 4 группа.

- 6 этап

Итогом работы всей группы явились следующие варианты- гипотезы

Действующие лица

Первый вариант

Альтернативный вариант

Царь Салтан

Ведущие качества - ответственность и долг

Ведущие качества - зависимость, подчиняемость

Царевич Гвидон

Ведущие качества - самостоятельность, решительность, смелость

Неспособность встретить проблему лицом к лицу

Царица-мать

Способность прощать, символ всепрощения

Слабость характера, неспособность к сильным поступкам

Царевна Лебедь

Ведущие качества - преданность, желание помочь

Ведущее качество - расчетливость

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха

Завистливость, злобность.

Предприимчивость, настойчивость, способность добиваться намеченных целей.

Видно, что предлагаемые альтернативы зачастую являются взаимно противоположными. Для того чтобы разобраться в появившейся проблеме, необходимо еще раз, не упуская ни одного слова, перечитать первоисточник, обратиться к критическим, философским статьям, найти информацию о смыслообразующем влиянии сказок, о символах и их динамике появления в культуре народов и т.д. Таким образом, создается внутренняя мотивация для дальнейшего погружения в изучаемую тему. Именно такая мотивация совершенно необходима для эффективности обучения.

Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от "школы объяснения" к "школе развития", перехода от педагогики памяти в педагогике мышления, от педагогики исполнительности к педагогике инициативности. ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. Ученики должны сами открывать знания, а не получать их в готовом виде.


 Прищепа Татьяна Александровна, старший преподаватель Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования

 

Литература:

1. Выготский Л.С., История развития высших психических функций, Москва, 1983, Собр.соч - Т.3

2. Гузеев В.В., Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 1999

3. Немов Р.С., Общие основы психологии, книга 1, Москва, Владос, 2003

4. Рубинштейн С.Л., Психологическая наука и дело воспитания, Москва, 1976

5. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании, Москва, Владос, 1995.


Прищепа Т.А. Педагогическая технология "Альтернатива" в проблемном обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 20 мая. http://www.eidos.ru/journal/2005/0520-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.  http://www.eidos.ru/journal/2005/0520-01.htm
Категория: Учителю МХК | Просмотров: 2631 | Добавил: Natka | Теги: Альтернатива, технология, обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время действовать
Осталось...
Друзья сайта
ПОГОВОРИМ?
200
ОБЛАКО ТЕГОВ
ФОТОАЛЬБОМ
Что почитать?
WOlist.ru - каталог сайтов Рунета Каталог сайтов 'Российское образование в сети' anstars.ru - Учительский портал - 
 Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Учительский портал Методсовет
Яндекс.Метрика
Ковалева Н.В. © 2024