<a href=Тропинками творчества...>
Четверг, 09.05.2024, 16:54
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Копилка сайта
Категории раздела
Уроки [3]
Методика [6]
Видеофайлы [10]
Внеурочная деятельность по предмету [5]
Сценарии гостиных, литературно-музыкальных композиций и т.д.
Воспитательная работа [3]
Сценарии мероприятий и классных часов [13]
Воспитательная работа [9]
Проба пера [4]
Все для оформления [9]
Материал для оформления презентаций, музыка и т.д.
Разное [23]
Ученый Кот 6-Б
Личный альбом
Ваше мнение
Ваша оценка сайту
Всего ответов: 367
Кто на сайте
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Каталог файлов

Главная » Файлы » Методика

Модульная технология планирования учебной темы

Рекомендовать:
[ Скачать с сервера (130.0 Kb) ] 27.02.2011, 02:04

Как учителю грамотно сформулировать цели учебного занятия? Как на их основе планировать учебную деятельность так, чтобы стимулировать рост познавательного интереса обучающегося? Автор статьи предлагает модульную технологию планирования учебной темы, разработанную им на теоретической основе классической российской дидактики с применением основ современного педагогического менеджмента, которая апробирована и с успехом применяется многими учителями Москвы.

Открытость учебного занятия как системы требует от учителя-практика не только глубоких знаний основ дидактики, но и целостной системы умений. Среди них важнейшими являются умения проанализировать потоки учебной информации, далее – оценить дидактический потенциал в реальных условиях, спрогнозировать результат использования, организовать материальное воплощение информации, а затем снова проанализировать, но уже результат воплощения учениками новой информации в практику.

В процессе повышения предметно-методологической компетентности учителя освоение новых и модернизация уже наработанных годами идей важное, а иногда и решающее значение имеет уровень владения учителем навыками оптимизации рутинной ежедневной работы. И здесь мы сталкиваемся с умением учителя управлять: временем – своим и ученика, пространством учебного процесса, которое практически всегда представлено пространством учебного кабинета. По данным наших наблюдений, из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений – анализировать, планировать, организовывать реализацию и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы – оснащает учителя "средствами навигации" в океане профессионально значимой информации.

Модульная технология планирования учебного процесса (адаптированный вариант технологий Эрдниева П.М. и Монахова В.М. для этапа подготовки учителя к учебному занятию) – одна из возможностей помочь учителю оптимизировать свою работу. Эта технология обучает учителя умению грамотно ставить цели учебного занятия или блока занятий (учебного модуля) и организовывать процесс, основанный на этих целях.

Именно цели являются системообразующим компонентом в любом социальном проекте, к которым относится и учебное занятие. Правильно поставленные цели свяжут невидимыми, но вполне ощутимыми и для учителя и для ученика, нитями содержание, средства, методы в единый процесс, обес­печат учителю критерии для оптимального выбора способов и форм их достижения и диагностики. А для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и на деятельность.

 Как учителю грамотно поставить цели, используя управленческие навыки анализа и планирования? Как спроектировать цели операционально и диагностично? Как планировать учебную деятельность ученика на основе поставленных целей так, чтобы каждый этап деятельности ученика, с одной стороны, поддерживал уже возникший интерес и с другой – служил ему стимулом к росту познавательного интереса?

Процесс проектирования целей отражает концептуальную позицию учителя, а порой и всей конкретной школы по отношению к ученику. Если учитель, основываясь на обязательном минимуме, прописывает цели учебной темы или урока сначала (или даже только!) для себя, то он ставит ученика в положение бредущего в темноте за кем-то, кто знает куда идет, но ему не сообщает.

В подавляющем большинстве случаев ученик вербализует свою несостоятельность на уроке словами: "А зачем мне это?", "Зачем знать функции ДНК, если я хочу быть филологом?", "Зачем знать сложные формулы математики, если я интересуюсь историей?".

Для современного учителя такой вопрос должен звучать сигналом о недостаточности в целеполагании именно ученика как субъекта учения.

В течение последних 10 лет мы исследовали подготовку учителей к урокам в нескольких десятках московских школ. Выяснилось, что большинство учителей реализуют один из двух вариантов последовательности действий при традиционном планировании:

вариант 1 – учитель:

  • открывает учебник, считает количество параграфов раздела;
  • определяет количество учебных часов на тему по государственной программе;
  • делит количество параграфов на количество часов;
  • перед каждым уроком планирует поурочные цели, методы, приемы работы;
  • перед заключительным уроком темы подбирает или составляет сам варианты к/р, зачеты;
вариант 2 – учитель:
  • определяет количество учебных часов на тему по государственной программе;
  • выстраивает логику изучения темы, распределяет учебное содержание по учебным часам;
  • планирует поурочные цели, методы, приемы работы;
  • перед заключительным уроком темы подбирает или составляет сам варианты контрольных работ, зачетные задания.
Задание: построить алгоритм планирования из перечисленных ниже этапов деятельности учителя при подготовке к урокам одной темы (этапы пишутся в произвольном порядке):
  • (Г) целеполагание ученика на изучение темы;
  • (О) составление вариантов зачетной работы;
  • (Л) целеполагание на деятельность для учителя по обучению в рамках темы;
  • (О) отбор и структурирование содержания;
  • (Н) планирование изучения темы по урокам;
  • (Х) определение времени и места промежуточной диагностики;
  • (Е) проектирование поурочных информационных карт для ученика;
  • (Т) проектирование поурочных информационных карт для учителя
Задание обычно верно выполняют всего двое-трое учителей.

Выстроенный правильно алгоритм позволяет прочесть слова "технолог" (в обратном порядке, начиная от последнего этапа). Практически все учителя (и многие завучи) на первое место ставят этап проектирования целей для учителя.

Первым обязательным этапом грамотного проектирования целей является проектирование целей для ученика. Именно целеполагание ученика является тем "входом", через который в учебную деятельность проникает законодательная информация об образовательном стандарте. Государство законодательно определяет тот минимум тем, предметных понятий, знаний, умений и навыков, которые заполнят "образовательную корзину выпускника". На примере биологических дисциплин можно увидеть, как в образовательной программе школы акцентируются или конкретизируются результаты образовательного стандарта для учителя:

  • в школе с математическим уклоном учебные курсы биологии и экологии приобретут для ученика дополнительное целеполагание, интегрирующее знания о природе с математическим аппаратом исследования и анализа;
  • для учащихся гуманитарных классов в целях биологических дисциплин будут доминирующим компонентом социализирующие цели, выводящие предметные знания на уровень биосоциальных структур и служащие поддержке процессам самопознания и самоопределения ученика;
  • в школах с углубленным изучением естественно-научных дисциплин цели обучения на уроках биологии и экологии будут служить расширению и углублению научных знаний, т. к. обучающиеся с высоким уровнем мотивации на предмет готовы к принятию такого целеполагания.
Педагогически грамотно спроектированное целеполагание ученика на учебную деятельность, на наш взгляд, важно еще и потому, что является для ученика опорой для развития организационных общеучебных умений: планировать свою деятельность, отслеживать ее результаты. Именно поэтому цели, как целой темы, так и урока, должны быть "открыты" для ученика и приняты им. Для этого можно и нужно не только представлять ученикам "готовые" цели, но и обучать их ставить цели и планировать свою работу.


Автор материала: Галеева Наталья Львовна, профессор МПГУ.

Весь материал можно прочитать в прикрепленном файле, нажав "скачать".
Категория: Методика | Добавил: Natka | Теги: Урок, обучение, модуль
Просмотров: 2096 | Загрузок: 164 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0  
1 Natka   (09.06.2012 19:46) [Материал]
Уважаемая Наталья Львовна! Приношу Вам свои извинения по поводу отсутствия Вашего имени под данным материалом. Это моя невнимательность, никакого умысла в моих действиях не было. С уважением Наталия Владимировна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Время действовать
Осталось...
Друзья сайта
ПОГОВОРИМ?
200
ОБЛАКО ТЕГОВ
ФОТОАЛЬБОМ
Что почитать?
WOlist.ru - каталог сайтов Рунета Каталог сайтов 'Российское образование в сети' anstars.ru - Учительский портал - 
 Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации. Учительский портал Методсовет
Яндекс.Метрика
Ковалева Н.В. © 2024